ПАРТИЙНАЯ
ПРЕССА РЕГИОНА


"СЛОВО КПРФ" -
ГАЗЕТА
ЛЕНИНГРАДСКОГО
ОБКОМА КПРФ >>>


ЛИСТОВКИ
ЛОК КПРФ >>>


ГАЗЕТЫ РАЙОННЫХ
И ГОРОДСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ КПРФ


"Лужский рубеж" (г.Луга) >>>

"Ижорская коммуна"
(г.Коммунар) >>>


"Товарищ" (г.Гатчина) >>>

"Слово КПРФ
Тосненского
района" (г.Тосно) >>>


"Импульс"
(г.Сертолово) >>>

"Слово к народу" (г.Кириши) >>>

"Ветеранская правда" (г. Всеволожск) >>>

Свежие газеты и листовки ЛОК КПРФ

"Слово КПРФ", июль №5 >>>

"Слово КПРФ", апрель №4 >>>

"Слово КПРФ", март №3 >>>

"Слово КПРФ", февраль №2 >>>

"Слово КПРФ", январь №1 >>>

"Слово КПРФ", декабрь №11 >>>

"Слово КПРФ", октябрь №10 >>>

"Слово КПРФ", сентябрь №9 >>>

"КПРФ", август >>>

"КПРФ", июль >>>

"Слово КПРФ", июнь №8 >>>

"Слово КПРФ", май №7 >>>

"Слово КПРФ", май №6 >>>

"Слово КПРФ", апрель №5 >>>

"Слово КПРФ", март №4 >>>

"Слово КПРФ", февраль №3 >>>

"Слово КПРФ", январь №2

"Слово КПРФ", январь №1

"Слово КПРФ", декабрь

"Слово КПРФ", октябрь

"Слово КПРФ", сентябрь

Печатные агитматериалы кандидата в губернаторы Ленобласти от КПРФ Николая Кузьмина >>>

Листовка к Дню русского языка


Листовка к Международному Дню защиты детей

"Слово КПРФ", апрель

"Слово КПРФ", март

"Слово КПРФ", февраль

 

 

Листовка памяти Ленина


"Слово КПРФ", 19.12.2014


"Слово КПРФ", 04.12.2014


"Слово КПРФ", октябрь

Листовка к акции 3-4 октября

 

"Слово КПРФ", сентябрь

Листовка к  Дню знаний

К Всероссийской акции протеста 23 августа

 

"Слово КПРФ", август

"Слово КПРФ", июнь

Листовка к Дню Победы

"Слово КПРФ", апрель

Листовка к Дню космонавтики

Газета "Слово КПРФ" 19 марта

Газета "Слово КПРФ". Март

Листовка к 23 февраля

Газета "Слово КПРФ". Январь

Все газеты и листовки, выпущенные ЛОК КПРФ, вы можете посмотреть в разделе

ПАРТИЙНАЯ ПЕЧАТЬ

 
Новости
Актуально для всех


Крепкий рубль никому не нужен. Почему олигархи и власти делают ставку на снижение курса национальной валюты

 

Олег Дерипаска намерен в декабре провести IPO En+ Group в Лондоне. За долю в компании с долгами на 13,5 миллиардов долларов, структуры бизнесмена планируют выручить до 1,5 миллиардов долларов.

Основные активы En+ — это 48,13% акций второго по величине в мире производителя первичного алюминия компании «Русал», энергетическая компания «Евросибэнерго» (контролирует «Иркутскэнерго», Красноярскую ГЭС, Братскую ГЭС, «Востсибуголь»), а также ряд других, более мелких компаний. Помимо волатильных цен на первичный алюминий, устроители первичного размещения акций (IPO) серьезные риски усматривают и в укреплении курса рубля в 2017 году. Как пишут «Ведомости»:

«К примеру, основной макро-экономический риск — укрепление рубля более чем на 7% от того, что заложено в модели развития. К 2021 г., полагает En+, доллар будет стоить 64,8 руб. Средний курс по следующему году компания ожидает на уровне 56,8 руб за доллар».

В северной Евразии курс рубля к доллару и евро давно стал предметом весьма пошлых спекуляций. Некоторые наблюдатели умудряются даже политизировать их, и ожидать, что в случае снижения котировок рубля может (sic!) «пострадать политический режим». Тем временем, если внимательно читать российскую и европейскую деловую прессу, то постоянно можно видеть недовольство чрезмерно «высоким» курсом рубля к доллару в последние полтора года.

Эксперты отметили, что рубль отвязался от мировых цен на нефть и с января 2016 года начал укрепляться по отношению к доллару. Одновременно иностранные инвесторы вложили более 15 миллиардов долларов в рублевые долговые обязательства правительства РФ, что только подстегнуло этот процесс (за счет carry trade). Всего у нерезидентов на сентябрь 2017 года оказалось федеральных долговых обязательств почти на два триллиона рублей. В правительстве РФ было сочтено, что понизить курс рубля, скажем так, «административными мерами» нежелательно (пострадают интересы «западных партнеров»). Но под занавес уходящего 2017 года власти один за другим тасуют «оптимистичные» планы на предмет скорейшего прекращения укрепления рубля:

«Рост цен на рынке нефти, который поддерживал приток в Россию валюты и рост ВВП, близок к предельной точке, считает Минэкономразвития России… С текущих отметок около 56 долларов баррель подешевеет до 49 долларов в ноябре и 47 — в декабре, считает МЭР. На этом уровне цена будет держаться до весны, после чего начнется новый виток падения, который опустит стоимость барреля до 41,2 доллара к концу 2018 года. Вслед за нефтью начнет слабеть и рубль: курс доллара, составляющий 57,78 рубля, поднимется до 62,1 рубля в ноябре и 63 рублей в декабре. К концу 2018 года доллар подорожает до 65,7 рубля, а в 2019 году в среднем будет стоить 66,9 рубля».

Риски обвала курса рубля при резком схлопывании рынка рублевых долговых бумаг есть, но они никого особенно не пугают. Конца «золотой эры» крепкого рубля (хотя это звучит немного смешно) с нетерпением ожидают не только в правительстве, но в и в крупных сырьевых корпорациях. Ведь в реальности существующий в северной Евразии режим заинтересован в перманентном ослаблении «внутренней» валюты. В 2014 года властям удалось на короткий срок компенсировать потери сырьевого сектора за счет почти двукратного падения рубля к доллару на фоне снижения цен на нефть.

Логика в таких рассуждениях, безусловно, есть. Фонд оплаты труда, транспортные и энергетические тарифы, продукты питания и тому подобные расходы внутри РФ идут в национальной валюте. Сырьевым компаниям, продающим свою «продукцию» за доллары выгодно, чтобы курс этой «валюты» был всегда низким. Возникает вопрос, почему же мы в последние 18 лет не видим перманентного падения курса рубля к доллару, а наблюдаем лишь ступенчатые провалы? Почему финансовые власти РФ не могут обеспечить такой тенденции, благо в ней они как раз и заинтересованы?

Причин для этого немало, но из базовых можно выделить (не касаясь текущего carry trade, финансовой политики кабинета Медведева, роста стоимости нефти в 2002—2008 и 2010?2014 годах и т. п. факторов) исключительную зависимость экономики Российской Федерации от импорта. Зависимость настолько велика, что без импортных технологий и оборудования современная РФ не способна даже добывать нефть и газ. У РФ практически нет технологий и весьма скромные возможности по добыче нефти на морском шельфе или в глубоководной зоне (некоторое исключение — это платформа «Приразломная», добывающая нефть с глубины в 20 метров в Печорском море). Тут РФ обязана полностью сотрудничать с западными компаниями. Но и на суше от 30?40 до 70?80% услуг в разных секторах нефтегазового сервиса приходится именно на иностранные или полуиностранные компании (в зависимости от характера работ и услуг). Например, одна из крупнейших в РФ «отечественных» буровых компаний Eurasia Drilling Company (выручка в 2014 году — 3 миллиарда долларов) была в 2002 году зарегистрирована на Британских Каймановых островах и работает на западных технологиях.

Все трубы для магистральных трубопроводов, а также нефтепромыслов и ЖКХ в РФ производятся исключительно на импортном оборудовании. На импортном оборудовании работают оборонные заводы концерна «Калашников», все авиационные заводы РФ, выпускающие «безаналоговые» боевые самолеты. На немецком, швейцарском и чешском оборудовании работают Красноярский машиностроительный завод (производит стратегические баллистические ракеты), Воткинский механический завод (производит ракетные комплексы РС-24 «Ярс» и «Тополь»), Уралвагонзавод с его танками «Армата» и так далее. В РФ практически все — от пластмассы, электрических реле, сухих строительных смесей, лаков, красок и до ледоколов, боевых самолетов и баллистических ракет — выпускается на импортном оборудовании с использованием импортных технологий и импортных запчастей. Это не говоря уже о так называемых «товарах народного потребления» (FMCG) и даже сельскохозяйственной продукции, которая выращивается благодаря опять же импортному семенному материалу.

Поэтому постоянно опускать в таких условиях курс рубля практически невозможно — поставки жизненно важных товаров могут банально прерваться, не говоря уже об ударе по ритейлу, девелопменту и банковской сфере, которые тоже поделены между олигархическими и чекистскими группами. Другое дело, что нынешняя экономическая реальность заметно отличается от условий 2001?2014 годов. Роста цен на углеводороды ожидать в ближайшие годы не приходится, внутри страны прекратился рост доходов населения и резко снизилась его покупательская способность (обвал рынка продаж новых легковых автомашин в два раза в 2014—2016 годах — тому лучшее свидетельство).

У банков тем временем нарастает просроченная задолженность, а в ритейле, промышленности и девелопменте намечаются цепочки банкротств. В том числе, и из-за переоценки стоимости активов. Плюс можно добавить сюда сложности с получением компаниями и банками новых кредитов за пределами РФ (из-за санкций, над которыми «усмехались „Искандеры“»). Перспективы роста российской экономики крайне скептично оценивают те инвесторы, которые вкладывают деньги в относительно «долгие» проекты в коммерческой недвижимости (офисы, торговые площади, складские помещения): в январе-сентябре 2017 года совокупный объем инвестиций в этот сегмент составил лишь 2,4 миллиарда долларов, тогда как за аналогичный отрезок 2016 года — 4,2 миллиарда долларов.

Единственный способ удержаться от дальнейшего сваливания, как это видит правительство РФ — сокращение части государственных расходов, мягкое снижение импорта и плавное снижение курса рубля в сочетании с «продуктовым эмбарго» и импортозамещением. Насколько эти меры без коренной перестройки колониальной экономики помогут Российской Федерации продержаться?

Опыт введения в РФ «продуктового эмбарго» в 2014 году показал, что эффект от этих мер оказался достаточно локальным и в последние год-полтора на фоне укрепления рубля импорт продовольствия в РФ опять принялся расти. Общее же падение объема импорта продовольствия в РФ с 41 миллиарда долларов в 2013 году до 23,5 миллиардов долларов в 2016 году было, скорее, обусловлено именно снижением курса рубля. При этом на импортозамещение только в 2016 году было потрачено 375 миллиардов рублей, или более 6 миллиардов долларов. Еще сложнее ситуация с разрекламированным импортозамещением в промышленности.

— Мы интегрировались в мировую экономику. Специализация — полезные ископаемые и продукция первичного передела плюс немного сборка готовой продукции и ОПК. Сменить специализацию быстро невозможно, — считают некоторые эксперты. В промышленности с заменой импортных станков и комплектующих все прогнозируемо глухо, а общие успехи довольно скромны.

На прошедшей в Москве III международной выставке «Импортозамещение» в сентябре 2017 года, где присутствовал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, были продемонстрированы отечественные рыбные и мясные консервы, колбаса, рис, довольно фигового качества туалетная бумага, убогий автобус от КАМАЗа, страшноватый вездеход «Шаман» (разрабатывался в Севастополе еще 15 лет назад при Украине и был выпущен партией в 4 машины), а также малый комбинированный вездеход МКМ-1905 «Мурашка» от Липецкого завода малых коммунальных машин.

Назвать эту поделку новой сложно, ибо она была разработана на базе УАЗ еще в 2004 году и запущена в мелкую серию в 2011—2012 годах. Так что остается надеяться, что хотя бы в сфере производства колбасы и сыра что-то будет сделано. Помнится, чиновники радостно обещали, что через три года в РФ наконец-то появится «свой пармезан» (отдельный вопрос, по каким ценам).

У крупных промышленных «импортозамещающих проектов» дела обстоят также кисло. Например, у Дальневосточного центра судостроения, на базе которого «Роснефть», Газпромбанк и Объединенная судостроительная корпорация строят судоверфь «Звезда». Стоимость проекта составляла на 2014 год более 150 миллиардов рублей, и до 2012 года одним из партнеров была южнокорейская корпорация Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co (DSME). Сейчас стоимость проекта подросла и он реализуется уже за счет российских участников. Успехи налицо, как пишут «Ведомости»:

«Игорь Сечин сообщил президенту Владимиру Путину, что «Роснефть» сделала на «Звезде» новый заказ — четыре мелкосидящих ледокола и суда служебно-вспомогательного флота. Теперь верфи заказано 14 судов, сообщил Сечин и тут же признал, что этого крайне мало: «Для выхода на позитивную экономику работы компании до 2035 г. «Звезде» надо получить портфель в 178 судов». Но отечественные компании покупают суда за рубежом, констатировал Сечин: в Китае размещено более 50 российских заказов, а в Южной Корее — на $ 5 млрд…

Потребности «Новатэка» в новых судах представители компании не комментируют. Газовозы, необходимые для «Ямал СПГ», «Новатэк» заказал в количестве 15 шт. за $ 5,5 млрд корейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. Christophe de Margerie, первый арктический газовоз типа Yamalmax, прибыл в Сабетту в марте".

Очевидно, что даже с учетом административного ресурса загрузить эту мега-судоверфь заказами невозможно, а значит, она повиснет мертвым грузом на бюджете. В виду того, что РФ стоит на пороге очередной девальвации рубля на фоне снижения цен на нефть (чего объективно ждут в правительстве и сырьевых компаниях), игры с «импортозамещением» в ближайшие несколько лет заглохнут сами по себе. У РФ был относительно благоприятный период для таких проектов — это 2003?2014 годы, но он уже остался позади. Поэтому мы еще увидим не одно видео с очередным экономистом, который будет объяснять, почему же «слабый» рубль так выгоден экономике РФ.

Безусловно, такое развитие экономики РФ не сулит никаких блестящих перспектив, но до «дна» еще есть время. У юго-западного соседа РФ с такой же экспортоориентированной экономикой национальная валюта в последние три года обвалилась по отношению к доллару в 3,5 раза, внешнеторговый баланс хронически дефицитен (в январе-августе 2017 года он составил 3,6 миллиарда долларов) и у большинства экспертов такие же ожидания по поводу курса туземных фантиков. Так что у России пока не все так плохо.

Reddevol

Станислав Воробьев
http://svpressa.ru/blogs/article/183147/


11 октября 2017
Rambler's Top100

© ЛО КПРФ, 2008
Создание и продвижение сайта - Eyetronic

E-mail: obkom@lokkprf.ru

lenvestnik@mail.ru

Коммунистическая партия Российской Федерации | Ленинградский областной комитет