КОМСОМОЛ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПАРТИЙНАЯ
ПРЕССА РЕГИОНА


"СЛОВО КПРФ" -
ГАЗЕТА
ЛЕНИНГРАДСКОГО
ОБКОМА КПРФ >>>


ЛИСТОВКИ
ЛОК КПРФ >>>


ГАЗЕТЫ РАЙОННЫХ
И ГОРОДСКИХ
ОРГАНИЗАЦИЙ КПРФ


"Лужский рубеж" (г.Луга) >>>

"Ижорская коммуна"
(г.Коммунар) >>>


"Товарищ" (г.Гатчина) >>>

"Слово КПРФ
Тосненского
района" (г.Тосно) >>>


"Импульс"
(г.Сертолово) >>>

"Слово к народу" (г.Кириши) >>>

"Ветеранская правда" (г. Всеволожск) >>>

Свежие газеты и листовки ЛОК КПРФ

"Слово КПРФ", №8, октябрь 2018 >>>

"Слово КПРФ", №7, сентябрь 2018 >>>

 

Все газеты и листовки, выпущенные ЛОК КПРФ, вы можете посмотреть в разделе

 

ПАРТИЙНАЯ ПЕЧАТЬ

 

Ленинградский обком КПРФ ВКонтакте. Слово КПРФ. Ленинградская область >>>
 

Ленинградский обком КПРФ. Сообщество на Facebook. Слово КПРФ. Ленинградская область >>>

 
Новости
Актуально

 

Вопросы министру
 

Недавно министр образования и науки В.Н. Фальков провёл «прямую линию», отвечая на вопросы, касающиеся ситуации в сфере высшего образования. Но, как отметили в Межрегиональном профсоюзе работников высшей школы «Университетская солидарность», были полностью обойдены все по-настоящему острые и важные проблемы, которые имеются в современной высшей школе.

ВЫСШАЯ ШКОЛА В РОССИИ, отмечают активисты профсоюза, находится в глубочайшем кризисе, российские вузы сталкиваются с огромными проблемами, по масштабам едва ли не большими, чем в 1990-е годы. И тенденция к ухудшению качества образования, уничтожению научных школ продолжает сохраняться, какие бы отчёты ни писали чиновники различных уровней, в том числе и ректоры.

Кризис высшей школы привёл всю систему высшего образования на грань гораздо более глубокой пропасти, чем это было 30 лет назад. Дальнейшее падение качества высшего образования неизбежно, если кардинально не изменятся условия работы преподавателей, считают в профсоюзе.

Профсоюз «Университетская солидарность» в связи с тем, что в ходе «прямой линии» так и не были даны ответы на наиболее злободневные проблемы высшей школы, подготовил ряд вопросов министру образования и науки В.Н. Фалькову. Приводим их ниже.

1. Какие меры планируется принять для исправления нетерпимого положения: аудиторная нагрузка профессорско-преподавательского состава в РФ (до 800—900 часов в год) в 3—5 раз превышает показатели в зарубежных университетах?

2. Сегодня преподаватели вынуждены выполнять массу неоплачиваемой работы: проверка работ студентов, приём зачётов и пересдач, регулярные ответы студентам по электронной почте. Исключена из «контактной» работа по руководству курсовыми, рецензированию работ и консультированию студентов. На приём устного экзамена в некоторых вузах официально отводится 4,5 минуты на студента. Когда министерство выполнит пункт 6.3 «Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018—2020 годы» и разработает примерные нормы времени по различным видам деятельности профессорско-преподавательского состава в рамках 900 часов учебной нагрузки?

3. Приказом Минобрнауки России от 05.04.2017 №301 из оплачиваемой «контактной работы» преподавателей исключены аттестационные испытания промежуточной аттестации обучающихся и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся, как это было в приказе от 19 декабря 2013 года №1367. Фактически это означает сокращение зарплаты всего профессорско-преподавательского состава (ППС), поскольку такая аттестация остаётся «контактной работой», от которой преподаватели не могут отказаться. Когда этот приказ будет отменён?

4. Согласно ст. 333 ТК РФ, порядок определения учебной нагрузки ППС, оговариваемой в трудовом договоре, определяется министерством. В приказе от 22.12.2014 №1601 учебная нагрузка преподавателей удивительным образом приравнивается к «контактной работе» обучающихся, за разъяснениями по видам учебной деятельности преподаватели отсылаются в пункт 54 приказа от 19.12.2013 №1397, который был отменён в 2017-м. Когда министерство планирует корректно определить виды учебной деятельности ППС, которые подлежат нормированию и оплате?

5. В зарубежных вузах аналог рабочей программы дисциплины (РПД) занимает не более трёх страниц, а у нас это десятки страниц. Студенты эту документацию не читают, преподавателям она не нужна, университеты ею не пользуются. Для кого же составляется эта бессмысленная макулатура?

6. Губительна для высшей школы практика заключения годичных контрактов с преподавателями, имеющими степени, проработавшими на должностях десятки лет и многократно прошедшими конкурсы. Когда министерство определит рекомендации для вузов по заключению с профессорско-преподавательским составом стандартных по Трудовому кодексу РФ бессрочных трудовых договоров?

7. Какие меры министерство планирует применить к вузам, в которых доля окладной части в зарплате ППС составляет менее 70% в среднем? Не следует ли разработать рекомендации по установлению окладов доцентов на уровне 140% от средней по региону зарплаты? Планируется ли обеспечить студентов, аспирантов и стажёров стипендиями по крайней мере не меньшими, чем минимальный размер оплаты труда в регионе?

8. Планирует ли Министерство образования и науки добиваться выполнения Министерством труда пункта 1 е) Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 и разработки базовых окладов по профессиональным квалификационным группам? Когда будет выполнено Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012 №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012—2018 годы», а именно пункт 19 Приложения 2 о разработке сетки базовых окладов?

9. Как показывает практика, совместители выполняют ту же работу и часто в том же объёме, что и штатные преподаватели. Как Вы относитесь к тому, что во многих университетах число штатных преподавателей и научных работников составляет менее трети от штата? Считает ли Минобрнауки оправданной оплату совместителей по сниженной вдвое и более ставке за тот же труд и со сниженными по сравнению со штатными преподавателями надбавками, а также уменьшение надбавок за эффективность (публикации и пр.) пропорционально доле ставки (для штатных и совместителей одинаково)? Считаете ли Вы приемлемым, что в некоторых университетах ко всему прочему административные работники составляют половину и более от всех сотрудников?

10. Чтобы лишить профессорско-преподавательский состав закреплённого в законодательстве права выбирать руководителей структурных подразделений, факультеты и кафедры подменяются различными сомнительными административными «конструкциями»: школами, департаментами, институтами и т.д. Когда в вузы будут возвращены самоуправление и демократия? Когда вернут выборность ректоров, деканов, заведующих кафедрами? Если, как утверждается, ликвидация всего этого повышает качество образования, то объясните, чем именно?

11. Доля учёных-экспертов в учёных советах российских университетов, даже в позиционирующих себя передовыми, крайне мала. Например, в МФТИ из 55 членов учёного совета докторов наук менее 50%, а некоторые вообще не имеют учёной степени. Аналогичная ситуация и во многих других вузах. Считает ли министерство подобную ситуацию нормальной?

12. В большинстве вузов в состав делегатов конференции работников по выборам ректора, принятию коллективного договора, выборам учёного совета и так далее по должности, без выборов входят различные административные работники, проректоры, члены учёного совета. По сути, учёные советы и ректоры сами себя регулярно переизбирают, если такие выборы вообще проходят. Вы считаете это приемлемым? И если это способствует повышению качества образования, то как именно?

13. Изменения в уставах университетов с 2013 года проводятся учредителями в одностороннем порядке. Готово ли министерство при утверждении и изменении уставов закреплять право коллективов работающих и обучающихся на выборы ректора?

14. Планирует ли министерство реализовать постановление Правительства Российской Федерации от 5.08.2008 №583 и закрепить предельное отношение окладов руководителей подведомственных вузов, не более чем в четыре раза превышающее средний уровень заработной платы работников?

15. Почему качество основной работы преподавателя — обучения студентов не является решающим фактором при определении стимулирующих выплат и при прохождении конкурса преподавателем? Почему экспертная оценка качества образования, которую дают коллеги, заменена на странный набор наукометрических показателей: положение во всевозможных рейтингах, импакт-фактор, FWCI и количество публикаций?

16. Планируется ли увеличение штата сотрудников университетов и соответствующее увеличение госзадания? Как министерство оценивает влияние на учебный процесс требования о соотношении числа студентов и преподавателей 12:1, которое уже неоднократно приводило к сокращениям в университетах?

17. Когда министерство образования и науки начнёт диалог с независимыми организациями студентов, работников академических институтов и преподавателей, в частности с профсоюзом «Университетская солидарность»?

Данное письмо за подписью сопредседателей профсоюза «Университетская солидарность» А.А. Арутюнова, П.М. Кудюкина, В.Ф. Тиллес было отправлено в министерство науки и высшего образования. Удивительно, но реакция последовала достаточно быстро. Уже 11 июня состоялась встреча представителей профсоюза с министром науки и высшего образования Валерием Фальковым, на которой обсуждались поставленные перед министерством науки и образования профсоюзом «Университетская солидарность» актуальные проблемы высшей школы.

На встрече присутствовали сопредседатели профсоюза Андроник Арутюнов (МФТИ) и Павел Кудюкин (ВШЭ), член контрольно-ревизионной комиссии Илья Гурьянов (ВШЭ), Варвара Миронова (МГУ) и оргсекретарь Мария Меньшикова.

— То, что состоялась подобная встреча, вызывает осторожный оптимизм по поводу дальнейшего взаимодействия министерства с нашим профсоюзом, — отметил во время беседы с корреспондентом «Правды» сопредседатель профсоюза Андроник Арутюнов. — Ведь долгое время чиновники от минобрнауки фактически делали вид, что нас не существует. Сейчас же появилась надежда, что начнётся конструктивный диалог.

Надо сказать, что эти переговоры состоялись в том числе и благодаря широкой поддержке преподавателей, которые отправляли данное письмо на состоявшуюся недавно «прямую линию».

В ходе общения с министром образования и науки мы высказали свою точку зрения на проблемы преподавательского сообщества, обменялись мнениями. Да, обсудить все вопросы за одну встречу не представилось возможным, поэтому в ближайшие дни состоится новая. И если по итогам переговоров мы добьёмся выработки каких-то нормативных актов, принятия иных документов, улучшающих жизнь преподавателя, то они будут считаться успешными. Для нас важен не сам факт обсуждения преподавательских проблем, а то, что за ним последует. Мы стремимся добиться реальных изменений. Главное, чтобы начавшиеся наши с министерством образования и науки диалоги так и не остались на уровне разговоров, а были приняты конкретные меры для улучшения положения преподавателей.

 

Алёна ЕРКИНА, "Правда", №53 (30985) 3—6 июля 2020 года

https://gazeta-pravda.ru/issue/53-30985-36-iyulya-2020-goda/voprosy-ministru/


20 июля 2020
Rambler's Top100

© ЛО КПРФ, 2008
Создание и продвижение сайта - Eyetronic

E-mail: obkom@lokkprf.ru

lenvestnik@mail.ru

Коммунистическая партия Российской Федерации | Ленинградский областной комитет