Революционный Балтийский флот

Героям Великого Октября посвящается!

Нас водила молодость в сабельный поход,
Нас бросала молодость на кронштадтский лед.
Боевые лошади уносили нас,
На широкой площади убивали нас.
Эдуард Багрицкий

В истории любого государства есть нужное, определенное время, и эпоха, и, главное, люди, которые своей отвагой, смелостью и героизмом прославили свое время и свое Отечество в борьбе и стремлении защитить свою свободу, честь и равенство между людьми. За независимость свой Родины они не жалели себя и своей жизни – самого дорогого, что есть у человека. У рабов и угнетенных всего мира Спартак останется символом свободы на все времена.
Юная французская героиня Жанна Д’Арк, преданная своим королем и бургундцами за освобождение своей Родины, на костре инквизиции не потеряла своего мужества. Единственное, что она попросила при жизни – освободить жителей её деревни от налогов, и это действует и сейчас. Даже фашисты при оккупации этой деревни не посмели нарушить этот закон.
Александр Невский и Дмитрий Донской, мещанин Минин, князь Пожарский и чудо-богатыри на Бородинском поле в кровавых битвах и одержанных победах спасали Родину от иноземцев.
Любая эпоха растила и выявляла своих истинных героев – отважных, честных, благородных, красивых и готовых во имя своей Родины и своего народа на сознательное самопожертвование.
Октябрьская Великая революция 1917 года в России, подготовленная и совершенная Ленинской большевистской партией, как мощнейший порыв ветра вынесла на новую, еще никому неизвестную, но так необходимую человечеству благородную стезю огромные сознательные народные массы на завоевание и защиту Свободы, Равенства, Братства. Это было удивительное, прекрасное и замечательное время рождения новой эпохи социалистического равноправного государства рабочих и крестьян и время рождения нового советского человека. Время страшной и кровавой Гражданской войны и иностранной интервенции, время революционного Октября, время расцвета идей коммунизма пробудило к сознательной борьбе и обретению своего человеческого достоинства миллионную армию своих защитников, героев и пламенных революционеров, большевиков- коммунистов.
Об одном героическом и незаслуженно забытом событии и ее героях начала 1918 года необходимо снова вспомнить и уже не забывать.

19 февраля 1918 года началась славная, не имеющая мировых аналогов в истории морских флотов операция по спасению Балтийского флота от захвата его германскими и финскими войсками и переводу военных и торговых судов из Ревеля и Гельсингфорса (Таллина и Хельсинки) в Кронштадт и Петроград.
Через льды Финского залива в Кронштадт пришли построенные перед самой войной 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок – всего 236 вымпелов.
Эту первую в послеоктябрьской истории стратегическую операцию провел капитан 1-го ранга Щастный Алексей Михайлович, потомственный дворянин и военный, сын генерала-лейтенанта. Приказ о его назначении начальником морских сил Балтийского флота поддержал Совет флагманов, Совет комиссаров флота. Л. Н. Троцкий был вынужден его утвердить. Приказ подписал Председатель СНК В. И. Ленин, считавший на тот период времени главной задачей спасение Балтийского флота. Л. Н. Троцкий предлагал оставить флот для помощи финским красногвардейцам, сражавшимся против немцев и отрядов К. Маннергейма. Англичане предлагали затопить флот.
Вместе с А. М. Щастным на суше в Гельсингфорсе проводил агитационную работу среди моряков видный революционер, член партии большевиков с 1915 года воспитанник Гатчинского сиротского института, активный участник Октябрьской революции Жемчужин Борис Алексеевич (1896-1918), с 1916 года член Петроградского комитета РСДРП(б).
А. М. Щастный верил в спасение флота и в покрытом льдом Финском заливе совершил невозможное. В эскадрилье царил хаос; единого руководства практически не существовало. О дисциплине речь не шла – офицеров почти не осталось; обычный зимний ремонт не проводился, отсутствовало нормальное снабжение. Новая Красная Армия и Флот только формировались.
Не имея практически никакой силовой поддержки, командующему А. М. Щастному удалось убедить моряков, сплотить их, организовать и заставить подчиняться. Ведомая четырьмя ледоколами эскадра из 56 кораблей сквозь льды ушла в Гельсингфорс, где объединилась с остальными силами флота. Но получившая от советского правительства независимость Финляндия обратилась к кайзеровской Германии за помощью против своих красногвардейцев и Советской России. Над Балтийским флотом опять нависла опасность.

Не заключив своевременно мирный договор с Германией и не выполнив решение ЦК партии, Л. Н. Троцкий, выдвинув свою доктрину – “Ни мира, ни войны, а армию распустить”, – усугубил и без того тяжелое положение молодой республики и Балтийского флота в частности. А немецкие войска в это время перешли в наступление на всех фронтах.
3 марта 1918 года у руководства партии и Председателя СНК В. И. Ленина не было другой альтернативы, как заключение похабного Брестского мира. И только благодаря предвиденной революции в Германии через восемь месяцев Советское правительство аннулировало Брестское соглашение.
Капитану Щастному пришлось решать задачу спасения Балтийского флота в весьма сложных климатических условиях. А. М. Щастный не потерял присутствия духа и решил вести корабли в Кронштадт. Он разделил корабли на три отряда. С 12 по 17 марта ледоколы “Ермак” и “Волынец”, ломая сплошные льды, провели первый отряд. Балтийский флот не очень заботил Л. Троцкого, имевшего связи с” финансовым интернационалом”, а в А.М. Щастном, спасителе флота, он видел реального противника и сыграл в его судьбе зловещую роль.
20 апреля капитан Щастный прибыл в Кронштадт и оказался в центре всеобщего внимания. Газеты писали о подвиге моряков, и 36 летний офицер стал популярен не только среди моряков, но и среди петроградцев, независимо от их политических взглядов. Капитан не был членом партии, но к Советской власти относился лояльно. Он был русским моряком, офицером и бескорыстно служил своему Отечеству, как и подобает русскому человеку. Через несколько дней он был награжден орденом Красного Знамени.

Все изменилось в мае, когда пришел приказ об уничтожении флота. Для спасения флота, который сыграл огромную роль в завоеваниях революции и победе в Гражданской войне и против иностранной интервенции (Черноморский флот был затоплен) А. М Щастный придаёт приказ гласности. Капитан был вызван в Москву и по личному распоряжению Л.Троцкого был арестован. Его безосновательно обвинили в измене и контрреволюционной деятельности. Главным обвинителем был Л. Троцкий.
Алексея Михайловича Щастного, героя легендарного ледового похода, расстреляли 21 июня 1918 года в сквере Александровского военного училища (по другим источникам убили в кабинете Троцкого).
В своей последней предсмертной записке капитан написал :”В революцию люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину”.
Жемчужин Борис Алексеевич с октября 1917 года был назначен комиссаром областного комитета армии флота и рабочих Финляндии, после предоставления Финляндии государственной независимости комиссаром по эвакуации войск и военного имущества в Россию. До этого Борис Алексеевич Жемчужин (партийная кличка Дмитрий) с опытными партийцами работает в Кронштадте, организовывая выпуск матросской газеты. Партия посылает Б. Жемчужина в Гельсингфорс на крупнейшую базу Балтийского флота с заданием создать большевистскую газету для матросов. 30 марта газета “Волна” появилась на кораблях. В передовой статье написано: “Поднялась волна революции, смело ринулась она на темную мрачную скалу… Не успокоится она, будет расти, пока не завершит своё дело правды”…
В Гельсингфорсе находился российский флот. Борис Жемчужин – комиссар по эвакуации флота. Начался героический ледовый поход (март-апрель) под командованием А. Щастного.
Б. Жемчужин сыграл выдающуюся роль в мобилизации балтийцев для успешного перехода флота на родину. Дело это было наитруднейшим. Только героические усилия и революционная мобилизованность двух, совершенно разных по классу людей, но ведомых одной целью благородного служения Родине, делу революции и спасению Балтийского флота, совместно с коммунистами смогли совершить такое необходимое для молодой республики.
С уходом последнего каравана судов Жемчужин остался в Гельсингфорсе как комиссар при уполномоченном по делам русского флота и представителем Советского правительства.
8 мая 1918 года в Петроград пришла телеграмма: “Сегодня у ворот порта арестован Жемчужин.” Ноту протеста Республики финские власти не приняли.
8 мая 1918 года официальный представитель и гражданин Российской Советской Федеративной Социалистической Республики Борис Алексеевич Жемчужин был расстрелян финскими белогвардейцами.
В городе Гатчине Ленинградской области есть маленькая и тихая от разрушенной былой промышленности улица Б. А. Жемчужина.
Имя капитана первого ранга А. М. Щастного Балтийским Флотом забыто.

Революционный Балтийский флот | КПРФ

На первом фото – капитан первого ранга Алексей Михайлович Щастный, на втором фото – Борис Алексеевич Жемчужный.

Революционный Балтийский флот | КПРФ

Материал подготовил коммунист Валерий Александрович ЕРШОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *